^ Наверх

Как подготовить ребенка к школе?

Время летит быстро. Казалось бы , еще вчера вы с малышом учились выговаривать первое слово "Мама", а уже сегодня желтые листья на деревьях предзнаменуют собой приближение осени, а значит и первого похода в школу. И все для ребенка так ново и чудесно - совсем скоро его ждет первая линейка, первый звонок, первые отметки, первый учитель. Как же подготовить ребенка к школе?

Начать подготовку к школе я бы рекомендовала с домашних занятий, которые лучше делать меньше по продолжительности (оптимальный вариант 15-20 минут, чтобы не изнурять ребенка), но больше по количеству. Однако бывает и так, что самостоятельно заинтересовать ребенка не удается, в таких случаях на помощь приходят подготовительные курсы в школе, занятия в которых проходят в группе. В коллективе ребенку легче справляться с заданиями, для него они приобретают игровую форму и поэтому, глядя на других детей, он начинает стараться и сам. Кроме того, посещая курсы в школе, он уже будет иметь представление об её правилах и распорядке. Развивается и его дисциплина.

Но есть и обратная сторона. Очень важно не только не ругать ребенка , если он не справляется, но и не сравнивать его с другими детьми :"Вот Вася может, а ты нет. Потому что он не лентяй, он учится!" А поскольку детские страхи формируются именно в этом возрасте, от таких сравнений ребенок рискует получить комплекс неполноценности на долгие годы вперед. Он также может начать бояться не оправдать ожиданий родителей, и поэтому не станет первым поднимать лишний раз руку на уроке.

Психологи и учителя настоятельно советуют поощрять любые начинания ребенка, его прилежность и старания. И если повторять ребенку :"У тебя все получится", "Я в тебя верю", "Ты справишься", у него будет формироваться вера в свои силы и уровень самооценки.

В психологии выделяется понятие "ведущей деятельности" ребенка. Давайте вместе разберемся, что же это. Вспомните, какая форма занятий являлась основной для малыша в детском садике? Верно, игровая! Но малыш растет. Теперь на смену игровой деятельности приходит учебная (и становится ведущей). А это значит, что ребенку необходимо время, чтобы перестроиться с нее. Для этого в первые месяцы учебы рекомендуется делать большие перерывы после уроков в школе, чтобы восстановить силы. В это время можно поиграть. Лучше всего давать ребенку отдохнуть два часа, а после приступать к занятиям снова.

К сожалению, многие учителя забывают о важности зарядки в школе и далеко не во всех школах делается перерыв на уроке. И очень зря. После сада ребенку все еще необходимо переключать внимание, чтобы обучение не казалось ему монотонным и однотипным. Кроме того, зарядка активизирует мозговую деятельность и работу нервной системы. Пару упражнений (поднять руки вверх, потянуться, выдохнуть) способны восстановить силы детей, при этом не отнимая много времени от урока.

Перед походом в школу ребенку необходимо научиться отличать "право" и "лево", уметь называть свое имя и фамилию, возраст, а также считать до десяти. Он должен знать цифры, формы и цвета.

В завершение, еще раз напомню о том, что если в ранние годы для ребенка ведущим видом деятельности была игра, то и занимаясь в игровой форме, можно достичь высоких результатов. Предлагаю несколько упражнений и игр, которые будут не только интересны, но и полезны вашему ребенку.

1. Развитие воображения.
Кто из детей не любит сказок? И как хорошо они развивают воображение! После прочтения сказки следует перейти к ее обсуждению, выяснить, что именно запомнилось ребенку и почему. А затем предложить ребенку немножко изменить сказку. Например, после чтения "Принцессы на горошине", где говорится о настоящей принцессе, предложить ребенку придумать собственную сказку уже о том, как отличить настоящего принца и оформить эту историю в виде маленькой книжечки. Это отличное упражнение для развития фантазии, а также мелкой моторики.

2. Развитие мышления.
Для игры нам понадобятся карточки (готовые распечатки или же рисунок от руки взрослого, 4-6 шт.), имеющие общий сюжет и последовательность. Они перемешиваются, и ребенку нужно восстановить их правильный порядок. После чего сначала совместными усилиями (взрослый помогает и задает вопросы), а затем только ребенку нужно придумать историю о том, что произошло "до" и что будет "после". Такое задание обязательно понравится ребенку, особенно если картинки будут яркими и реалистичными.

3. Развитие внимания.
Наверное, все знают игру "Лабиринт". Есть и более простой вариант, ребенку нужно найти среди перепутанных линий одну, которая ведет к какому-либо предмету (например, белку к орешку). Желательно, чтобы задание выполнялось взглядом , так оно будет наиболее эффективным. Однако нам важно качество, а не быстрота и поэтому, чтобы не совершать ошибок, может проводить по линиям пальцем или карандашом.